Зачем нужен мотор с левым вращением винта?

Главная / Обзоры

Моторы с винтами левого вращения встречаются не так часто, как моторы с винтами правого вращения. Однако несмотря на свою малую распространенность, мотор с винтом левого вращения бывает совершенно необходим для двухвинтовых судов в случаях, если нужно улучшить курсовую устойчивость крупной лодки или катера на высоких скоростях.

От того, насколько хорошо мотор походит для имеющейся лодки, зависит ее максимальная скорость, грузоподъемность и устойчивость на воде. Однако один единственный мотор как правило не может обеспечить однаково высоких показателей по всем этим параметрам. Поэтому опытные владельцы даже небольших лодок и катеров приобретают два или три мотора, "заточенные" под разные цели. Если судно двухвинтовое, на него обязательно стявят два мотора одновременно - и в этом случае уже не обойтись без мотора с левым вращением винта. В чем же его преимущество и зачем он нужен?

Если вы устанавливаете на ваше судно два мотора и они оба характеризуются правым вращением винта, катер будет накреняться влево, что будет сильно затруднять управление. Этот нежелательный эффект называется реактивным моментом. Однаковые двигатели с разным вращением винта уравновесят друг друга, обеспечат великолепное прямолинейное движение и легкость управления судном на высокой скорости.

Может показаться, что реактивный момент аткуален только для двухвинтовых судов, однако это не так. Одновинтовые суда так же подвержены его влиянию.

Для того, чтобы читателю стало понятнее, о чем идет речь, перечислим классические "симптомы" работы одновинтового судна с правым вращением винта:

  1. В начале движения корма наклоняется вправо. С увеличением частоты вращения винта становится заметен наклон влево и, чем чаще вращение, тем левее наклоняется лодка.
  2. С увеличением скорости наклон влево становится менее заметен.
  3. При стабильно установившейся скорости нос "смотрит" вправо, а корма -влево.
  4. Наблюдается небольшое уклонение носа вправо в случае, если лодка идет вперед по инерции.
  5. Поворачивать налево легче, чем направо. При поворатах направо ощущается "сопротивление" румпеля.

Данные признаки справедливы при отсутствии течения и ветра, когда винт и руль погружены в воду.

Чтобы компенсировать реактивный момент, не приобретая лодочного мотора с левым вращнием винта, используются транцевые плиты. Еще одним хорошим способом компенсировать наклон судна в сторону, противоположную направлению вращения винта, является боковое расположение румпеля. При румпеле, расположенном справа, шкипер сидит не по центру лодки, а у борта, что позволяет компенсировать наклон судна за счет веса самого человека. Как правило, этого хватает. Но если данной меры оказывается недостаточно, стоит подумать о приобретении мотора с левым вращением винта.

Как уже было замечено выше, моторов с левым вращением не так уж много. Однако, у всем известного производителя Yamaha можно найти достаточно много таких моделей.

Заметим, что проблема правого вращения наиболее актуальна для крупных лодок и катеров, когда речь идет о высоких мощностях и высоких же скоростях. Для моторов с небольшой мощностью существуют другие решения проблемы реактивного момента, либо она просто не так заметна, чтобы принести ощутимый дискомфорт. В любом случае, если мощность вашего мотора не превышает 5 л.с, обсуждаемая проблема вряд ли может вас коснуться.

В настоящее время вопрос реактивного момента до сих пор остается открытым; в таком свете двигатели с левым вращением винта остаются наиболее эффективным способом компенсировать его действие на 100%. В магазине AktivStyle представлены моторы с левым вращением от фирм Yamaha и Mercury. По всем возникшим вопросам вы можете получить исчерпывающую консультацию у наших менеджеров.

Желаем вам хорошего управления и высоких скоростей!

Ваша корзина пуста